Караимы Литвы

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Монета 50 литов в честь 600-летия поселения татар и караимов в Литве.
Кенасса в Вильнюсе
Слева стоит проф. Симонас Пилецкис, справа Ананий Безекавичюс с сыном Ромуальдом (справа); сидят (слева) Ирена Робачевская, Валентина Пилецкене, родители Гавриил и Зузанна Робачевские, тетя Зинаида Фиркович, Эльжбета Безекавичене. Впереди дети (слева) - Регина и Маргарита Пилецкитес, Ирена Безекавичюте

Литовские караимыкараимская община Литвы и её история.

Литва/Речь Посполита[править]

Караимы обосновались в Великом княжестве Литовском в 1397—1398 годах, когда литовский князь Витовт после похода в Крым вывел оттуда несколько сотен караимских. Вначале караимы были поселены в Тракай, в северной части города, между двумя замками великого князя, на нынешней улице Караимов. Эта версия признана правительством современной Литвы.

Авраам Фиркович следующим образом описывает данное событие:

Великий Литовский Князь Витовт пошел войной на татар и дошел до острова Крыма, воевал, захватил в плен и взял с собой 483 караимские семьи и повел в Литву и приказал построить для них город, назвал его Новые Троки и дал им свободу, поля и земли и поселил в этом городе 330 семей.

Лев Гумилёв считает этих караимов потомками хазар:

Во время похода в Крым в 1397 г. Витовт вывел из Бахчисарая потомков хазар - караимов - и поселил их в Троках (совр. Тракай) для пополнения легкой конницы. Там они живут и поныне[1].

По другой версии, князь Витовт в Крыму никогда не был, а караимы и татары пришли в эти земли вместе с беглым ханом Тохтамышем.

Дан Шапира и Голда Ахиезер считают, что эти караимы прибыли из Золотой Орды (см. также Империя Газария)[2].

По преданиям, караимы-воины должны были охранять мосты и Островной замок, а караимы-гражданские занимались мелким ремеслом, торговлей, служили переводчиками, обрабатывали землю (караимы вывели несколько особых сортов огурцов).

Караимы могли и самостоятельно переселились в Великое Княжество Литовское, привлеченные привилегиями Витовта, и занимались зачастую ростовщичеством:

Вникнув в смысл привилегии Витольда замечаем, что в древние времена тамошние Караимы более всего занимались заимодавством; да, и по сие время зажиточные люди этого общества не оставляют этого прибыльного промысла; и отдавая свои капиталы в рост, в обеспечение их берут у своих должников в арендное содержание мельницы, корчмы, а чаще всего ссудят под заклад движимого имущества. Поэтому-то Князь Витольд, обезопасив привилегиями собственность и личность Караимов, прежде всего очень ясно определил отношения их к Христианам как заимодавцев к должникам[3].

Караимы поселились вблизи замка, в северной части Тракайского полуострова, которая и ныне нередко именуется Караимский конец, или Малый город.

24 июня 1388 года была пожалована была на имя трокских караимов грамота. В этой грамоте караимы обозначены как Zydzi z Trok (judaei Trocenses).

Позже поселения караимов возникли в Биржай, Науяместисе, Пасвалисе, Паневежисе.

В 1441 году Казимир Ягелло даровал караимам города Трок магдебургское право на тех же почти условиях, на которых это право пожаловано было христианам Трок, Вильны и Ковно; причем, однако, трокским караимам он даровал более широкую автономию как в судебных, так и в общинных делах; в их ползу отчислялась половина городских доходов, и, сверх того, им был пожалован участок земли.

В апреле 1495 года караимы и евреи были изгнаны из Литвы великим князём Александром и были приняты в Польше братом Александра, королём Яном-Альбрехтом.

В конце XV века некоторые трокские караимы стали отправляться в Стамбул и становились учениками Ильи Башячи.

В 1503 году все литовские евреи, а с ними и караимы, были возвращены тем же Александром, ставшим между тем и польским королём, причём как тем, так и другим было возвращено конфискованное при изгнании имущество.

22 декабря 1506 года Сигизмунд I освободил обе луцкие синагоги — раввинскую и караимскую — от обязанности ежегодно вносить налог в размере 12 копеек грошей, наложенный на них городскими властями.

В 1514 году король Сигизмунд I объявил, что ввиду заслуг брестского еврея Михеля Езофовича король назначает его старшиною над всеми литовскими евреями, с правом исключительного ходатайства перед королём по всем еврейским делам, а также суда и расправы, но караимы Трокая отказались от подчинения Михелю Езофовичу, потому что они не одинаковой с ним религии, и литовский наместник Гастольд признал караимов правыми.

Грамотой короля Владислава IV от 3 декабря 1646 года устанавливается, что грамоты 1441 и 1507 годов были даны не евреям вообще, а трокским евреям караимского толка, от которых (nomine judeorum Trocensium, rithus Karaimici) поступили жалобы, что, вопреки указанным привилегиям, евреи с недавних пор стали приобретать в Троках дома и «совершать торговые сделки в свою пользу и во вред караимам».

В 1648 году Владислав IV повторил трокскому воеводе о запрещении евреям водворяться в Tроках, из чего надо заключить, что запрет нарушался евреями, с согласия администрации. Привилегированное положение, предоставленное караимам в Tроках, подтверждалось в дальнейшем рядом королевских грамот (1654, 1670, 1679, 1701). Помимо недоразумений, возникавших из-за проживания в Tроках, между евреями и караимами происходили столкновения на экономической почве и в других литовских городах. Поэтому, чтобы устранить вмешательство администрации в эти дела, между представителями еврейских и караимских обществ состоялось в 1714 году следующее соглашение: «Караимы должны пользоваться древними своими правами во всех городах и деревнях. Всякому же израильтянину запрещаем мы, под опасением проклятия, причинять им малейший вред в промыслах, коими они приобретают средства к пропитанию; с другой стороны, и караимы не должны причинять никакого вреда нашим братьям израильтянам в их жилищах. Если бы, однако, несмотря на сие, кто-либо из наших братьев израильтян причинил какой-либо вред караимам, то сии должны требовать удовлетворения у рабинов ближайшего к месту жительства их города; приглашенный таким образом рабин должен употребить всевозможные средства, даже денежную пеню и телесное наказание, дабы принудить непослушного израильтянина исполнить приговор. Приговор же рабина должен иметь всю законную силу, как бы оный был учинен всеми обществами нашими совместно с учеными рабинами нашего края». Этим договором, подтвержденным в 1719 и 1760 годах, должно было быть, в частности, охраняться исключительное право караимов на проживание в Tроках.

Свирепствовавшая в Литве в 1710 году чума унесла жизнь многих караимов.

Тракай оставался административным и духовным центром караимской общины Литвы.

Исаак Трокский выдвинулся как теолог-полемист и писатель. Из других учёных можно назвать таких как Иосиф бен-Мордехай Малиновский Троки, Зерах бен-Натан га-Закен Троки, Авраам бен-Иошиагу Иерушалми. Поэт Авраам бен-Аарон Хаззан Троки. Авраам бен-Иошия Троки состоял лейб-медиком Яна Собеского и Сигизмунда II.

Российская империя[править]

Когда Положение 1804 года потребовало удаления евреев из сёл и деревень в города, некоторые изгнанники направились, с ведома администрации, в Tрокай, «не зная вовсе о правах караимов, ниже о том, какие с прародителями новых поселенцев имели дела». Караимы не выразили протеста. Но прошло несколько лет, и они вспомнили о своих грамотах. Начатое ими в 1809 году дело о выселении евреев из Трок долго тянулось и завершилось наконец тем, что по постановлению главного суда евреи были оставлены на месте. Но в 1822 году караимы вновь возбудили домогательства, обратившись с ходатайством к государю. Кн. Голицын нашёл, что решение главного суда не соответствует интересам Tрок и местных караимов, которым следует покровительствовать. Напротив того, министр финансов Егор Канкрин, вообще не отличавшийся расположением к евреям, заявил, что старинные привилегии не могут иметь силы при изменившихся условиях государственной жизни; к тому же евреи мирно уживаются с караимами в других местностях; если евреи будут выселены из Tрок, город падет, а между тем, надо стремиться к развитию торговых пунктов. В общем собрании сената (183) все, кроме одного сенатора, присоединились к мнению Канкрина. Однако необходима была законодательная отмена привилегии, и потому решение сената было представлено на Высочайшее утверждение. Но санкции не последовало, и решением вопроса занялся Государственный совет (1834). В то время председателем совета состоял Новосильцев, уже ранее имевший случай высказаться за выселение евреев — он и провел теперь соответствующее постановление. В угоду 172 караимам 192 еврея должны были покинуть Троки в течение года (владевшие недвижимостью в течение пяти лет). Евреи обратились за защитой к государю. Доказывая несостоятельность жалобы караимов, евреи говорили, между прочим, что они не нарушили старого договора, заключенного между представителями караимского и еврейского обществ; караимам отдано в Троках в вечное владение 10 уволок земли — ни один еврей ничего не купил из этого участка, «ни даже не перешагнул в часть города, ими обитаемую, сохранившую по днесь название свое: «Старая Караимщизна»; евреи купили у христиан участки, остававшиеся пустопорожними после пожара, и здесь построили для себя дома. «Неожиданно восторжествовавшие ныне караимы над рабинистами стремятся единственно к тому, чтобы завладеть собственностью рабинистов, стоившей им долговременных трудов. Все прежние стяжания их обращены на постройку домов, кои ныне должны будут продать за бесценок и кому же? — Караимам, ибо других жителей в Троках почти нет. Отчего раввинисты, потеряв свой кров, принуждены будут с многочисленными семействами скитаться без приюта, умножить число испрашивающих подаяние и лишить казну дохода как в податях, так и в других повинностях». Жалобе евреев был дан ход, но все же она не была удовлетворена (1835).

В 1828 году было Высочайше повеление: «Евреев-караимов, в Литве и Волынской губернии жительствующих, впредь до дальнейшего об них, обще с крымскими караимами, в отношении рекрутской повинности, постановления, освободить от натуральной поставки рекрут».

В 1863 году начало работать Трокское караимское духовное правление во главе с гахамом. Под его юрисдикцией находились караимские общины Луцка, Поневежа, Трок, Вильны, Пскова, Смоленска и Острова.

В 1897 году в Виленской губернии проживало 576 караимов, в Ковенской — 203.

В 1911 году в Вильно была построена караимская кенасса.

В 1913—1914 годах в Вильне выходил журнал на русском языке «Караимское слово».

Отсюда была родом художница Лидия Шоле, Иосиф Ромуальдович Кобецкий.

Литва[править]

В 1923 году от рук бандитов погиб поэт Шелумиэль Лопатто.

В 1924—1939 годах выходил журнал на польском языке «Myśl Karaimska» («Караимская мысль»).

В 1932 году в Вильно основано «Общество любителей истории и культуры караимов».

В 1934—1939 годах караимское общество Паневежиса выпустило 3 номера журнала «Onarmach» на караимском языке.

СССР[править]

На войне отличился и погиб Давид Бабакаевич Паша.

В 1949 году караимская кенасса в Вильнюсе была национализирована. В здании располагались различные учреждения архив службы геодезии и жилые помещения.

В 1959 году в Литовской СССР проживало 423 караима, в 1970 году — 388, 1979 году — 352, в 1989 году — 289.

В 1970 году была разрушена кенасса в Паневежисе.

Единственной действующей кенассой Литвы и Советского Союза, после закрытия кенассы в Галиче в середине 1960-х годов, была кенасса в Тракае, службы в которой проводились лишь по праздникам.

В 1988 году было создано Общество культуры караимов Литвы.

В 1989 году в Тракае состоялся 1-й Международный съезд караимов.

Из Вильнюса родом Иосиф Ромуальдович Григулевич.

Здесь жил и работал Серая Маркович Шапшал.

Симон Кобецкий выдвинулся как инженер и литератор, Людмила Абрамовна Юхневич (в девичестве Мангуби) работала учительницей, публицист Эльжбета Безекавичене[4].

Из Трокаев родом врач Антон Азарьевич Машкевич, сын которого — олигарх Александр Антонович Машкевич.

Независимая Литва[править]

Караимская религиозная община законом «О религиозных общинах и сообществах» причислена к 9-ти традиционно существующим в Литве религиозным общинам, составляющим часть исторического, духовного и социального наследия. Караимской общине предоставлены права юридического лица и возвращена кенасса в Вильнюсе (реставрирована и вновь освящена в 1993 году).

В 1997 году прошли торжества 600-летнего юбилея поселения татар и караимов в Литве. Была выпущена сувенирная монета достоинством в 50 литов.

В 1998—1999 годах в Вильнюсе издан караимский молитвенник в 2-х томах: тексты одного применяются в ритуалах литургического года, 2-го — в домашнем обиходе.

По сведениям переписи Литвы 2001 года караимов насчитывалось 273 человека, из них родным языком назвали:

  • литовский — 97 человек (35,5 %)
  • русский — 46 человек (16,8 %)
  • польский — 2 человека
  • украинский — 1 человек
  • «другой» — 118 человек (43,2 %)
  • не указали язык — 9 человек.

Большинство караимов живёт в Вильнюсе (151 в 2001 году), Тракай (75) и Паневежисе (25), единицы — в Григишкес, Лентварисе, Каунасе, Норейкишкес (Каунасский район) и др. населённых пунктах.

Приверженцев караизма при этом оказалось лишь 195 человек.

В 2011 году в стране проживал 241 караим, в том числе 212 в Вильнюсском уезде и 20 в Паневежском.

7 июня 2014 года почта Литвы в серии «Национальные меньшинства» выпустила в обращение две марки, посвященные караимам. Автор новых марок — художник Ирма Балакаускайте. На одной марке изображен Серая Маркович Шапшал, на другой — кенаса в Вильнюсе.

В 2018 году Фонд Караимского Наследия при участии тюркологов Анны Сулимович и Михала Немета в сотрудничестве с Литовской культурной ассоциацией караимов (Lietuvos Karaimų Kultūros Bendrija) реализовал проект под названием Подготовка аудиодокументации последних носителей разговорного караимского языка.

Сбор лингвистических материалов в Литве продолжается в рамках исследовательского проекта KaraimBible, финансируемого Европейским исследовательским советом (ERC) и проводимого в Центре языковой документации Института лингвистики и переводоведения Ягеллонского университета в Кракове в сотрудничестве с университетом в Упсале.

Правительство Литовской Республики, принимая во внимание, что в 2022 году исполняется 625 лет со дня приглашения караимов Великим князем литовским Витаутасом поселиться в Великом княжестве Литовском, объявило 2022 год — Годом караимов в Литве.

На улице Караиму (Караимской) в Тракаях находится Этнографический музей караимов им. С. Шапшала, действующий с 1967 года.

Галина Кобецкайте, Роман Козырович и Раецкий были послами Литвы в ряде стран.

Культура[править]

Сложился тракайский диалект караимского языка. Действует в быту караимов Литвы и в литургии. Находясь в окружении языков иного строения (славянских и литовского) и лишённый контакта с родственными языками, сохранил архаичные черты, утраченные другими тюркскими языками, и относительную чистоту лексики (при несущественном пласте заимствований из литовского и польского языков). По морфологии является агглютинативным языком, в котором слова и грамматические формы образуются путём присоединения к неизменяемой основе однозначных слово- и формообразовательных аффиксов. Фонетической системе присуща свойственная тюркским языкам гармония гласных. Ударение постоянное, как правило на последнем слоге.

Письменность на основе латинского алфавита.

Наиболее популярное караимское блюдо — кибины, кыбыны, кибинай (на караимском языке «кыбын», мн. ч. «кыбынлар»; лит. kibinai). Представляет собой пирожки в форме полумесяца из теста (состав: мука, яйца, сметана, масло) с начинкой из нарезанного кусочками говяжьего или бараньего мяса с большим количеством лука (примерно 50/50%) и специй, испечённые в духовке на противне.

Прочие блюда, принесённые в Литву караимами и татарами — чебуреки, пельмени, «шишлик» (в основном из баранины).

К обрядовым блюдам, готовящимся к религиозным праздникам и свадьбам, относятся «тымбыл» — круглые пасхальные лепёшки из пресного теста, замешиваемого со сливками и маслом или маслом и яйцами и давшие современное название этому празднику «Tymbyl chydžy», «катлама» — творожный пирог, выпекаемый на Шавуот («Aftalar chydžy»), 7 слоёв которого символизируют 7 недель, прошедших после Пасхи (4 слоя из дрожжевого теста, 3 — из творога), свадебные пироги «кийовлюк» (со стороны жениха) и «келиньлик» (со стороны невесты) и т. д.

Председатель Культурного общества караимов Литвы Карина Фиркавичюте отмечает: «Литовское государство очень дорожит караимами и оказывает разнообразную поддержку проектам Культурного общества караимов Литвы. Вот и этот Международный лагерь караимского языка и культуры поддержало правительство. Отдельную поддержку получает наша религиозная община. Мы с государством очень хорошо взаимодействуем и друг друга поддерживаем».

Гахамы Польши и Литвы[править]

  • Каплановский, Исаак-Богуслав Захарович 1868—1894 1-й официальный Трокский гахам
  • Малецкий, Финеес Аронович 1894—1902 Исполняющий обязанности гахама
  • Кобецкий, Ромуальд Ильич 1902—1910 2-й Трокский гахам
  • Фиркович, Богуслав Нисанович 1910—1915 Исполняющий обязанности Трокского гахама
  • Мицкевич, Захарий Михайлович 1915—1922 Исполняющий обязанности Трокского гахама

Газзаны Вильнюса[править]

  • Малецкий, Финеес Аронович, и. о. газзана в 1927 году
  • Лобанос, Иосиф Иосифович (1929—1937)
  • Абкович, Рафаэль Авраамович (1938—1946)
  • Фиркович, Михаил Иосифович

Газзаны Трокая[править]

Имя Годы служения Комментарии
Лавреций, Авраам до 1844
Каплановский, Мориэль 1844—1854
Абкович, Анания Давидович 1844—1876 Младший газзан
Фиркович, Гавриил Семёнович 1856—1869 Старший газзан
Фиркович, Нисан Мордехаевич 1874—1899 Младший газзан
Малецкий, Финеес Аронович 1892—1901 Старший газзан
Безекович, Юфуда Шелумиэлевич 1901 — 1905 Старший газзан
Фиркович, Исаак-Богуслав Нисанович 1901—1915 Младший (1901—1905), а затем старший газзан
Дубинский, Анания Ефремович 1908—1913 Младший газзан
Мицкевич, Захарья Михайлович 1913—1922 Младший, а затем и старший газзан
Абкович, Рафаэль Авраамович 1919—1920 Младший газзан
Фиркович, Семён Адольфович 1920—1982 Старший газзан
Фиркович, Михаил Иосифович 1982—2000 Старший газзан, председатель Джымата (караимского религиозного общества)
Фиркович, Иосиф Семёнович 2000—2009 Старший газзан, председатель Джымата

См. также[править]

Источники[править]