Рогозинникова, Евстолия Павловна

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Евстолия Павловна Рогозинникова

Рогозинникова Евстолия Павловна.jpg



Дата рождения
1 января 1886 года
Место рождения
Красноуфимск, Пермская губерния, Российская империя
Дата смерти
18 октября 1907 года
Место смерти
Лисий Нос (ныне: в черте Петербурга), Российская империя
Подданство
Российская империя Российская империя


Род деятельности
террористка-революционерка




Отец
Павел Алексеевич Рогозинников
Мать
Елизавета Степановна Рогозинникова (Валериус)






Евстолия Павловна Рогозинникова (1886, Красноуфимск — 18 октября 1907, Санкт-Петербург) — участница революционного терроризма в Российской империи начала XX века; член Летучего боевого отряда Северной области партии социалистов-революционеров. Известна тем, что убила начальника главного тюремного управления Александра Михайловича Максимовского.

Биография[править]

Евстолия Рогозинникова родилась в большой семье, относящейся к ярким представителям земской интеллигенции. Помимо неё в семье воспитывалось ещё шестеро детей — пять сыновей и две дочери. Мать — Елизавета Степановна Рогозинникова (в девичестве Валериус), работала тапером в кинотеатре «Рекорд», в 1870-х годах она переехала в Красноуфимск из Перми, здесь вышла замуж за мещанина Павла Алексеевича Рогозинникова[1].

Семья Рогозинниковых была благополучна и очень музыкальна: Павел Алексеевич любил сочинять музыку, Елизавета Степановна имела хорошие вокальные данные, любила петь и хорошо играла на фортепиано. У Евстолия также были склонности к пению и вокалу. Окончив школу, девушка переехала в столичный Петербург для продолжения обучения. В консерватории, куда она была принята бесплатно за огромные музыкальные способности, Рогозинникова занималась по классу фортепьяно[1].

Брат Евстолия — Вячеслав Павлович Рогозинников, также участвовал в революционном терроре. Зимой 1908 года им был убит прокурор Красноуфимска Свиридов С. А. Сестра — Зинаида Павловна Рогозинникова, была младше Евстолии, прожила долгую жизнь; работала учительницей музыки в родном городе.

Женихом девушки был Матвей Матвеевич Мизеров, сын известного красноуфимского врача Матвея Ивановича Мизерова.

Первый арест[править]

В Петербурге Евстолия Рогозинникова вступила в партию социалистов-революционеров и начала деятельно заниматься революционной пропагандой. Её съёмная квартира стала местом конспиративных встреч членов петербургской боевой дружины ПСР и боевиков автономной группы террористов-экспроприаторов.

На этих встречах обсуждались планы террористических актов, включая покушения на членов правительства и взрыв петербургского охранного отделения. Евстолия принимала участие в подготовке ряда террористических актов, проведённых в декабре 1906 года. Это закончилось её арестом. В конце декабря 1906 года во время обыска в её квартире нашли нелегальную литературу[2].

В камере предварительного заключения она начала инсценировать сумасшествие: отказывалась от еды, кричала, набрасывалась на всех входивших в её камеру, в том числе, докторов. Через семь с лишним месяцев начальством тюрьмы было принято решение перевести Евстолию в городскую больницу Св. Николая Чудотворца, где содержались душевнобольные. Через месяц пребывания в больнице, 7 сентября 1907 года, ей удалось совершить побег при помощи своего жениха[3].

В течение последующих нескольких недель девушка скрывалась у писательницы Эмилии Пименовой, которая сочувствовала революционерам и часто предлагала приют людям, оказавшимся на нелегальном положении. Родные предлагали Евстолии уехать в Милан, однако вместо этого она стала членом Северного боевого летучего отряда[4].

Убийство Максимовского[править]

Решение расстрелять начальника тюремного управления в эсеров возникло после появления в одной из газет статьи, что Максимовский распорядился ввести телесные наказания для политических заключённых. Вскоре эта информация была опровергнута, но революционные террористы уже вынесли приговор и спланировали покушение[4].

Эсеровским Летучим боевым отрядом Северной области был разработан план покушения: Рогозинникова, убив Максимовского, выстрелами разобьёт окно и так подаст знак дежурящим на улице боевикам. Они ожидали, что вскоре на место происшествия приедут министры и высшие чины полиции. А Рогозинникову тем временем отвезут в охранку и там она рванёт запас взрывчатки, который повесила на себя. Заряда должно было хватить, чтобы уничтожить всё Петербургское отделение со всеми его сотрудниками[4].

В Главное тюремное управление (Санкт-Петербург, угол Греческого проспекта и 7-й Рождественской) явилась дама под вуалью. От неё одуряющее пахло духами, бросился в глаза пышный бюст. Сотруднику, дежурившему в приёмной, дама объяснила, что является родственницей некоего арестанта Новосёлова. У него больной желудок, можно ли передать в камеру домашнюю пищу? Услышав, что нужна справка врача, расшумелась, потребовала вызвать начальника управления господина Максимовского.

Ей бы отказали — и дело с концом. Но Максимовский настаивал на внимательности к просителям. Неохотно позвали. Максимовский вышел в приёмную — дама начала объяснять свой вопрос, за разговором подошла вплотную и вдруг выхватила браунинг, выстрелила в лицо. Бросилась к выходу. Её перехватили, скрутили, но она успела ещё трижды выстрелить в сторону окна. Пули попали в раму.

В кармане юбки нашли ещё один пистолет. Отвели в соседний кабинет. Когда выводили, стрелявшая глянула на лежащего Максимовского и засмеялась.

В в понедельник 15 октября 1907 года, в два часа, Рогозинникова пришла в приёмную Главного тюремного управления и добилась аудиенции у Максимовского. Войдя в его кабинет, она несколько раз выстрелила в начальника управления из револьвера в упор. На шум выстрелов в кабинет вбежали находившиеся поблизости, когда Рогозинникову схватили, из её кармана выпал ещё один револьвер[2].

При проведенном немедленно же обыске выяснилось, что тело террористки от шеи до талии облегал бюстгальтер, сшитый специально для переноса взрывчатки. В нём находилось более 5 кг экстра-динамита и два детонатора, соединённых шнуром. Для маскировки запаха взрывчатых веществ, Евстолия сильно надушилась духами. Шнур был расположен под кофтой так, что его можно было дёрнуть зубами. Взрыв предполагалось сделать в охранке, где её должны были допросить жандармы в присутствии больших чинов. По отзыву экспертов, количество взрывчатки уничтожило бы не только присутствующих, но и всё здание. Вызвали бывшего артиллериста подполковника М. С. Комиссарова, помощника начальника Санкт-Петербургского охранного отделения, который, пока Рогозинникову держали, отрезал шнуры от детонаторов[5].

Газета «Петербургский листок». Январь 1908 года

В ночь на 27 марта в Перми повешен согласно приговору военно-окружного суда, Рагозинников, убийца С. А. Свиридова" — сухо сообщили читателям «Пермские губернские ведомости» на исходе первой четверти 1908 года. Убитый был действительным статским советником и председателем Красноуфимского уездного съезда земских начальников. Причины покушения принято считать политическими, но, возможно, там не обошлось и без любовных страстей.

Газета «Русское слово»:

ПЕТЕРБУРГ, 17, Х. Начальник главного тюремного управления Максимовский смертельно ранен у себя в кабинете. Стреляла подряд 7 раз из револьвера женщина, одетая вся в черное, вполне интеллигентного вида. Циркулируют слухи, что покушение произведено по постановлению с.-р.

После смерти Максимовского выяснилось, что он на свои деньги содержал нескольких сирот. После его смерти его родные обратились в газетах ко всем, кому Александр Михайлович когда-то помог с просьбой о переводе средств в благотворительный фонд его имени, чтобы иметь возможность продолжать поддержку малообеспеченных семей. До 1914 года фонд оказал поддержку 162 семьям.

Казнь[править]

Военный суд над Рогозинниковой состоялся на следующий день после убийства Максимовского и приговорил террористку к смертной казни через повешенье. По словам очевидцев, приговор она встретила спокойно и с улыбкой, от последнего слова отказалась.

Отрывок из последнего письма Евстолии родным:

Не знаю, получите ли вы мои два письма, написанные уже после суда — на всякий случай пишу ещё раз, веря, что это дойдет. Ещё раз сказать вам, любимые, что не страшно мне. Верьте, что легко умирать мне. Только высший долг заставил меня идти туда, куда пошла я. Нет, даже не долг, любовь, большая, большая любовь к людям. Ради неё я пожертвовала всем, что было у меня… — «Каторга и ссылка», под ред. Ф. Я. Кона, Москва, 1929.

Приговор был приведён в исполнение 18 октября 1907 года в местечке Лисий Нос.

Память[править]

В 1920 году Красноуфимский уездный исполком принял решение переименовать улицу Кленовскую в Рогозинниковскую. С 1966 года улица носит название Рогозинниковых, в память о брате и сестре Вячеславе и Евстолии[1].

Примечания[править]

  1. 1,0 1,1 1,2 Судьба Евстолии Рогозинниковой. Краеведческие страницы Красноуфимска. Проверено 4 апреля 2024.
  2. 2,0 2,1 Женские лица революции. Истории трёх террористок начала XX века. Журнал о русскоязычной цивилизации (10.09.2017). Проверено 4 апреля 2024.
  3. А. Фридберг Е. Рогозинникова. — Вперед, 1990.
  4. 4,0 4,1 4,2 Сергей НЕХАМКИН Баптист-тюремщик и та, что его убила // Аргументы Недели. — 2012. — Vol. 335. — № 3.
  5. Кудрин А. Пермь в столыпинском галстуке. Часть 5. Путешествие динамита из Перми в Петербург. Проверено 4 апреля 2024.

Ссылки[править]

Znanie.png Одним из источников этой статьи является статья в википроекте «Знание.Вики» («znanierussia.ru») под названием «Рогозинникова, Евстолия Павловна», находящаяся по адресам:

«https://baza.znanierussia.ru/mediawiki/index.php/Рогозинникова,_Евстолия_Павловна»

«https://znanierussia.ru/articles/Рогозинникова,_Евстолия_Павловна».

Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий.
Всем участникам Знание.Вики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?»