Фотопоэзия

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Фотопоэзия (фото-поэзия) — современная концепция соединение поэтического слова (стиха) с художественным фото так, чтобы они взаимно обогащали друг друга. Применяется как раздел на сайте Стихи. Ру[1]. В Центральной библиотеке города Сочи в июле 2012 года открылась выставка фото-поэзии «New Сочи».[2]

Фотопоэзией в СМИ могут также называть художественную фотографию.[3]

Описание[править]

Соединение поэзии с художественным изображением не ново, но до сих пор оно не рассматривалось как отдельный вид поэзии. Между тем, развитие цифровой фотографии сделало соединение художественного фото со стихом достаточно доступным делом, и поэтому следует ожидать в ближайшем будущем бурного развития фотопоэзии как альтернативе и развитии обычной поэзии.

Однако, у этого вида поэзии есть свои особенности, которые, на первых порах, могут вызывать определенные трудности в понимании ее читателями. Дело в том, что, если художественное слово (тоже имеющее образ) мы уже привыкли считать способным менять свой смысл в зависимости от контекста, то художественное фото до сих пор обычно рассматривается лишь как нечто вполне конкретное. Между тем, у него тоже могут быть обобщенные контекстные связи с текстом.

И фото, и слово равно служат для отображения мира и выражения мысли. Но при соединении фото с мыслью возникает соблазн приписать мысль тому конкретному, что изображено на фото, в то время, как, наоборот, фото надо обобщить, так как оно лишь иллюстрирует, ассоциирует и подчеркивает всеобщую мысль стиха, благодаря своей какой-то контекстной связи с ним (которою порой непросто распознать читателю, как и непросто подобрать автору), но не теряя при этом и своей конкретности. В результате получается особый эффект, который невозможно достигнуть другими средствами (похожий на связь слова с музыкой).

Лишь во взаимном обусловливании общего и конкретного рождаются образные мысли. Если нас не шокируют такие, например, выражения как «у страха глаза велики», «коньками режут звучный лед» и т. п., то мы должены привыкнуть и к соединению конкретных художественных фото с общими и неоднозначными мыслями стихов (ведь стихи тем лучше, чем многозначней, и художественные фото, собственно, тоже).

Таким образом, художественное фото в фотостихе можно считать своего рода стихом из изображений, связанным со стихом из слов каким-то общим контекстом. И то, и другое, далеко от конкретики, и поэтому возможные претензии по защите конкретики, в этом смысле, следует считать часто необоснованными, так как это то же самое, что утверждать, например, что у страха не может быть глаз, и т. п..

Для того, чтобы соединить фото с мыслью стиха, следует обобщить его от конкретного, через общее, до всеобщего. Например, фото храма, возможно следует понимать не только не как конкретный храм, но и не как религиозный или какой-либо другой вид храма, а как храм вообще, или даже вера вообще, или еще какая-либо всеобщность, в зависимости от контекста. Понять конкретность ведь значит понять ее всеобщее. Истина лишь в единстве конкретности и всеобщности. Но, разумеется, каждый понимает в меру своей испорченности, и с этим ничего не поделать.

См. такжке[править]

Источники[править]